Спасо-Преображенский Мирожский монастырь – один из древнейших по времени основания обитель в Пскове. Он расположен на Завеличье, на возвышенной части мыса, при устье реки Мирожи, у ее впадения в Великую. Монастырь был основан между 1148 и 1153 годом. Основателем монастыря был Новгородский епископ Нифонт, выстроивший из плитняка главную монастырскую церковь во имя Спасо-Преображения и обеспечивший обитель крупными земельными владениями. Вскоре после постройки Спасо-Преображенский собор был украшен фресковой живописью.
Спасо-Мирожский монастырь был владычным, в XII веке в нем останавливались Новгородские епископы, приезжавшие в Псков. В середине XII века в Спасо-Преображенском соборе был похоронен псковский князь Авед-Дмитрий. В XII-XIII столетиях монастырь был центром чернового псковского летописания. Пресвитер Спасо-Мирожского монастыря Иосиф в XIII веке заказал для себя копию текста «Слово о полку Игореве», с которой в XVI веке был сделан список, попавший в XVIII веке к собирателю старины Мусину-Пушкину.
По своему топографическому положению в XII веке монастырь был основан вдали от города, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. Он не мог быть убежищем для лиц, искавших тихой, созерцательной жизни. Поэтому в него должны были вступать лишь люди крепкие духом, готовые к мученическому подвигу. При всяком вражеском набеге на город, он становился первой жертвой неприятеля. Несмотря на столь опасное положение, монастырь практически не был укреплен. В 1299 году подошедшие к Пскову немцы разорили посады и убили Спасо-Мирожского игумена Василия и нескольких монахов (по преданию мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия).
В 1323 году монастырь был опять в руках немцев, занявших все Завеличье.
В 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана.
В 1567 году, в царствование Ивана Грозного, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери Знамение, которая стала именоваться Мирожской. Мирожская чудотворная икона написана по чину Оранты. Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковский, слева – его супруга, преподобная Марфа Псковская. Царь Иван Васильевич увез чудотворный Мирожский образ Божией Матери, а в монастыре остался список с этой иконы – т.н. «Великая Панагия» или «Оранта Мирожская».
В 1581 году Баторий поставил у Мирожского монастыря батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых по городу стреляли калеными ядрами.
В 1744 году за монастырем числилось 952 крестьянские души.
По духовным штатам 1764 года монастырь причислен к 3 классу.
С 1850 до 1864 года Спасо-Мирожский монастырь был приписан к Архиерейскому дому и управлялся Архиерейскими наместниками.
В середине XIX века Мирожская обитель состояла из невысокой каменной ограды с двумя воротами – на севере и на юге. С юга находилась церковь архидьякона Стефана и здание бывших братских келий. На востоке – соборный храм Спасо-Преображения; с запада – деревянный на каменных погребах флигель, по сторонам от которого был фруктовый сад. В юго-восточной части монастыря располагался небольшой флигель трапезной.
В 1902 году после реставрации и капитального ремонта Спасо-Преображенского собора в нем был установлен мраморный иконостас итальянской работы.
В начале XX века в Спасо-Мирожском монастыре было 7 монахов, 2 послушника. Монастырю принадлежали 67 десятин земли.
После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Как сообщает газета «Псковский набат» за 30 июня 1922 года, монастырь продолжал оставаться действующим. Однако вскоре после 1922 года монастырь был закрыт и полностью поступил в ведение Псковского музея-заповедника. Большинство церковной утвари и древних икон, среди которых и «Оранта Мирожская», покинули святую обитель.
В 1994 году часть древней обители была передана Русской православной церкви. Стефановский храм, братский корпус и дом наместника используются для нужд братии монастыря, а Спасо-Преображенский собор со знаменитыми фресками остается в ведении музея, и используется как памятник архитектуры и монументальной живописи.
15 августа 1997 года, в престольный праздник святого первомученика Стефана, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил первую на Псковщине иконописную школу и благословил иконописцев на начало их труда.
В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв), Настоятельского корпуса (XVI-XIX вв), Стефановской церкви (XVII в), Братского корпуса (кон. XVIII-XIX вв), братских келий (XVII-XIX вв), монастырской ограды, протяженностью 400 м и баньки (нач. XIX в).
В Спасо-Преображенском соборе сохраняется уникальный ансамбль фресковой живописи XII столетия. Впервые фрески собора были обнаружены случайно в 1858 году при ремонте храма. В 1890-х годах штукатурка была отбита и драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. В 1900 году иконописцем Н.М.Сафоновым была проведена первая реставрация древней живописи, которая привела к тому, что древние фрески были скрыты под грубой поновительной записью. До революции сохранением фресок занималась Императорская археологическая комиссия. В 1969-1983 годах была произведена полная реставрация древней живописи бригадой объединения «Росреставрация» под руководством художника-реставратора Д.Е.Брягина. Исследователям удалось доказать, что фресковая роспись была выполнена около 1156 года, в создании фресок принимали участие греческие мастера.
Ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, №1327).
Литература: Покровский Н. Заметки о памятниках псковской церковной старины // Светильник №5-6, 1914; Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря // в книге «Архитектурное наследство», вып. 10. М., 1958; Васильев Н.Н. Псковский Спасо-Преображенский Мирожский третьеклассный монастырь. Псков, 1868; Сарабьянов В.Д. Фрески древнего Пскова. М., 1993.
|