Кремль
Приделы: Александра Невского; Всеволода-Гавриила Псковского; Серафима Саровского, княгини Ольги; Казанской Божией Матери.
Издревле Троицкий собор был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Для Псковичей он имел тоже значение, что Софийский собор для Новгородцев. Воинственный клич: «постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Святой Троицы. Всякое важное дело предпринималось не прежде, как помолившись Святой Троице. Самое государство Псковское отождествлялось с «домом Святой Троицы». Так, например Псковичи в 1461 году благодарят великого князя за посылку «в дом Святой Троицы» воинского отряда для борьбы с немцами. В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья; возле собора находился княжеский дом; тут же собиралось вече; в соборе находился особый ларь для хранения государственных документов. Словом, - собор был центром государственной жизни Пскова.
Ныне существующий Троицкий собор есть 4-й по счету. Первый храм, по преданию, был сооружен во времена святой Ольги, приславшей из Киева «много злата и сребра» на его построение. Это был храм деревянный. Год сооружения его неизвестен, но если принять за верное указание летописи о посещении святой Ольгою Псковско-Новгородской области в 957 году, то следует признать, что первый Троицкий храм был выстроен во второй половине X века. Он простоял до 1137 года, когда святой князь Всеволод-Гавриил заложил на месте прежнего деревянного новый каменный собор, оконченный в 1138 году. Впоследствии в этот храм были положены мощи его создателя, святого князя Всеволода. Этот второй по счету собор простоял до 1363 года, когда свод его рухнул, повредив отчасти и святые мощи. В 1365 году на старом основании заложен новый собор при посадниках Анании и Павле и освящен в 1367 году. По счету это был уже третий собор. Спрашивается: какова была архитектура этих трех последовательных храмов? Относительно первого, деревянного, мы не имеем никаких сведений. Что же касается второго и третьего, то материалом для суждения о них служат следующие иконы: 1) святого Всеволода-Гавриила с храмом в левой руке – в Троицком соборе, у мощей благоверного князя. Храм изображен одноглавым, с 5-ю рядами закомар. 2) Такая же икона в Козмодемьянской церкви с Примостья; храм одноглавый, с 2-мя рядами закомар; над 2-м рядом стоит восьмигранник с окнами; на нем трибун также с окнами и с арочными украшениями по карнизу; на трибуне луковичная глава с 8-ми конечным крестом. 3) Такая же икона в церкви святого Николая со Усохи; храм пятиглавый, с двумя рядами закомар. 4) Такая же икона в Васильевской церкви. 5) Видение старца Дорофея в Псковской от пролома церкви – храм одноглавый с двумя рядами закомар, но форма последних отличается от двух предыдущих икон: на тех все закомары кружальные, а здесь они с заостренными подвышениями; расположение их так же иное. 6) Икона с тем же сюжетом, находящаяся в Гостином ряду, у лавки Жиглевича; храм сходен с описанным. 7) Сретенская икона; храм пятиглавый, с двумя рядами закомар, стоит на высоком подклете, вследствие чего форма его не кубическая, а вытянута вверх, весьма подходящая к нынешней; закомары с подвышениями, как на № 5; формы их и самое устройство почти тождественны с реставрацией собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре (конца XV века).
Так как эти иконы, за исключением № 7, остаются неисследованными, к тому же некоторые из них закрыты ризами, то мы не решаемся делать никаких выводов, предоставляя это лицам сведущим и опытным. В 1609 году, во время сильного пожара, в Кремле взорвало пороховой склад, отчего рухнули все стены по обоим набережным – Великой и Псковы. В соборе все сгорело, кроме гробницы святого князя Довмонта. (Несмотря на то, что сведение это взято из летописи, не подлежит сомнению, что оно нуждается в существенной поправке: кроме мощей святого Довмонта, были также спасены и мощи святого Всеволода, почивавшие открыты в Благовещенском приделе Троицкого собора). Очевидно, что храм был исправлен, так как простоял до 1682 года, когда митрополит Маркелл приступил к постройке на его месте нового собора из тесаной плиты, на старой основе. Но не успели его выстроить как своды и вся верхняя часть обрушились. В 1691 году митрополит Илларион стал продолжать постройку, которая была, наконец, окончена и освящена в 1699 году, при митрополите Иосифе. Это и есть нынешний Троицкий собор, четвертый по счету. Он несколько раз подвергался пожарам и был реставрирован снаружи и внутри. В 1770 году к нему пристроены контрфорсы. В 1852 году средняя глава его была вызолочена, но с тех пор позолота сошла, и теперь все пять глав выкрашены в серый цвет. (По шведским источникам, в 1615 году купол Троицкого собора также был вызолочен). Последнее обновление собора происходило в 1871 году.
Храм выстроен в испорченном византийско-русском вкусе. Он двухъярусный, причем нижний ярус его есть, очевидно, подклет древнего собора. Длина храма 28 саж. 5 вершков, ширина 17,67 саж., высота средней главы 22 саж. 2 аршина, с крестом 36 саж. 2 аршина; но храм кажется еще выше от высоты места, на котором он выстроен. С западной стороны Пскова собор виден за 56 верст. Он имеет форму удлиненного куба, покрытого четырехскатной крышей с пятью куполами, поставленными не посередине, а ближе к восточной части. Последняя имеет три полукруглые апсиды, со сводами на половинной высоте храма. К северу и югу от апсид находится по одной пристройке, в которых помещены боковые приделы. Пристройки имеют свои особые апсиды и главки. С запада примыкает паперть, на которую входят по широкой крытой лестнице. Некоторые окна украшены разорванными фронтонами во вкусе конца XVII века. В нижнем ярусе находилась прежде усыпальница Псковских князей. При епископе Симоне Тодорском (1745-1753) здесь была устроена церковь во имя святой Ольги, но в 1770 году, после пожара, уничтожена. В 1903 году на ее месте устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского.
Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.
Вот как описывает архитектуру первых Троицких соборов Пскова Юрий Павлович Спегальский. «К концу 80-х или к самому началу 90-х годов XII века следует отнести возведение первого каменного Троицкого собора в Детинце. Церковное предание ошибочно приписывало его постройку князю Всеволоду-Гавриилу и относило ко времени пребывания князя в Пскове – 1137 году. Исследование Н.Н.Воронина установило правильную датировку собора и показало, что архитектура его была тесно связана со смоленской школой зодчества. Видимо, из этой земли были вызваны его строители. К обширному и высокому основному объему собора, завершавшемуся главкой, покоившейся на четырех столпах, с запада примыкало пониженное деление. Торжественная монументальность собора сочеталась с расчлененностью его масс. Благодаря этому собор, при большой величине, позволявшей ему господствовать над всем городом, архитектурно связывался с дробной застройкой.
В 1362 году обрушились своды старого Троицкого собора. Собор разобрали, и в течение 1365-1367 годов псковские каменщики создали его новое здание. Н.Н.Воронин высказал очень правдоподобное предположение, что руководителем этой постройки был псковский мастер Кирилл. Само это здание до нас не дошло, оно было разрушено в 1682 году, но сохранился ряд его изображений, и среди них подробный рисунок его, сделанный в конце XVII века. Как было отмечено псковским летописцем, новый собор строили на сохраненном основании старого. Этим на первое время, до усложнения собора пристройками, была определена композиция его масс. Но совершенно по-новому псковские каменщики решили верх главной, самой высокой части собора. Здесь они применили ступенчатые своды.
Новый Троицкий собор был сложен из плиты. Постамент под главой получил сложную форму, понижение угловых частей главного объема собора придавало его массам еще большую расчлененность. Стены здания были покрыты обмазкой и побелкой, сверкали под лучами солнца». Собор Святой Троицы 1367 года имел четыре придела – Благовещения Пресвятой Богородицы, Знамения Пресвятой Богородицы, святой Параскевы-Пятницы, святых Флора и Лавра. В 1420 году у Святой Троицы появились еще два придела – святых Бориса и Глеба и святого Александра Невского.
Отдельно стоит сказать о строителе второго каменного Троицкого собора – мастере Кирилле. О Кирилле известно очень мало. Н.Н.Воронин предполагал, что мастер начал работать во Пскове ок. 1365 года и связывал с его именем большую храмоздательную программу. С 1365 по 1390 гг. зодчий мог возвести в стольном городе 18 каменных построек, причем 12 из них – главные в самом центре Пскова: в Крому и Довмонтовом городе. В 1390-91 годах в Пскове свирепствовал «мор», и Кирилл, очевидно, умер во время эпидемии. Г.Мокеев в работе о мастере Кирилле Псковском пишет: «величайший зодчий Руси Кирилл, очевидно, предложил Псковичам на Вече после возведения им Троицкого собора расширить архитектурный символ до градостроительного: воплотить в Пскове высочайшую идею «Дома Святой Троицы», положив в ее основу эсхатологическую тему Конца Мира и Страшного Суда, тему 25 небесных престолов с сидящими на них Судьями Человечества (все описано в Откровении Иоанна Богослова). Причем, как церковный мастер, он обосновал реальность осуществления идеи, возможность строительства 25 символических престоло-храмов возле престола-храма Живоначальной Троицы.
Поддержав идею Кирилла, псковичи начали действовать. Сначала они выселили к торгу княжье подворье из Довмонтовой стены, а освободившуюся территорию отдали под некрополь. Здесь и раньше уже стоял храм святого Дмитрия Солунского, построенный деревянным в 1138 году для гробницы умершего князя Всеволода-Гавриила (с 1144 года – каменный). В XIII веке здесь же было возведено еще несколько храмов, вокруг которых хоронились, очевидно, воины княжеских дружин, затем знатные псковичи. Довмонтов город и превратился в конце XIV века в «город мертвых», противопоставив его Детинцу-Крому-«городу живых», где псковичи собирались на вече перед Троицей (впереди – живые, позади – мертвые, - как в день Страшного Суда).
После возведения Троицкого собора в 1367 году и церкви святого Иоанна Богослова (в противоположных концах будущего Дома), затем нескольких крайне необходимых церквей на посаде и в торгу, псковичи в 1373 году разрешили Кириллу торжественно начать строительство маленьких символических храмов-престолов перед Святой Троицей в Довмонтовом городе с возведением сначала храма имени святого Довмонта, затем храма имени святого Кирилла Иерусалимского, потом – двух Святых Ворот в Довмонтову стену, церкви Входа в Иерусалим, храма-крещальни Сошествия Святого Духа. Кирилл был инициатором строительства псковского Дома Святой Троицы за 25 престолов-церквей. Причем он успел возвести главные, основополагающие здания величественной белоснежной каменной пирамиды. А его последователи Еремей и Федор завершили священное строительство.
Недавно, в 1959-61 годах, при археологических раскопках в Довмонтовом городе были открыты остатки церкви святого Кирилла на Гребле у Смердьего моста. В среднем пролете храма возле правой западной колонны обнаружили под плитой пола одно единственное в храме мужское захоронение. Бренный прах монаха-зодчего Кирилла должен был попирать ногами каждый входящий помолиться в его храм… Здесь же представлялась возможность получить портрет величайшего зодчего нашего народа. Но эта возможность была упущена. Судьбу захоронения постигла участь всех захоронений Священного для вечевого Пскова некрополя Довмонтова города – кости этих захоронений по мере 25-летних раскопок выбрасывались на свалку самосвалами вместе с землей культурного слоя. Этому не помешала даже единичность захоронения в церкви на Гребле у Смердьего моста. Из священного храма-мавзолея Кирилла выбросили прах самого Кирилла».
Во времена вечевого Пскова к собору Святой Троицы были пристроены Сени. Сени Святой Троицы находились с южной стороны собора. Это был красивый двухэтажный притвор к храму, обращенный фасадом на Вечевую площадь. Сени были важнейшим объектом государственного значения, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В Сенях заседал государственный Совет – Тайная Господа, вершился также светский суд; находился Ларь с государственными грамотами-договорами (архив), состоявший в ведении особого Ларника; хранилась государственная печать, государственная и соборная казна (в других ларях)… Собор вечевого Пскова был неразрывно связан Сенями с Вечем, поскольку Вечевая площадь была совмещена с площадью соборной. Сени находились «под сенью» Самой Святой Троицы.
Символика Пскова как «Дома Святой Троицы» стала разрушаться после 1510 года, когда была ликвидирована Псковская боярско-вечевая республика. Еще сильнее разрушению способствовала кардинальная перестройка города, проведенная при Петре I и Екатерине II.
После революции 1917 года Троицкий собор некоторое время принадлежал раскольникам из «Живой церкви» (фактически, он являлся единственным их приходом в Пскове). Как отмечала газета «Псковский набат» за 24 мая 1927 года: «Живая церковь в Псковской губернии заметной роли не играет, она имеет во Пскове лишь один приход (Троицкий собор)… Тихоновская церковь среди остальных религиозных фракций занимает господствующее положение».
В 30-е годы XX столетия Троицкий собор был закрыт и передан музею, в 1938 году здесь открылся музей атеизма. Многие святыни собора оказались в Псковском музее-заповеднике, где они находятся и ныне.
Возрождение Троицкого собора связано с деятельностью Псковской православной миссии. «Первые посланники Миссии прибыли в Псков вечером 18 августа 1941 года и сразу же попали в Троицкий кафедральный собор на богослужение, которое совершалось под великий праздник Преображения Господня. А за день до приезда миссионеров в главном храме Пскова была отслужена первая литургия после нескольких лет молчания и запустения… Первые дни были посвящены приведению в должный вид главного храма города – Троицкого кафедрального собора. Несколько последних лет в нем находился атеистический музей и «повсюду были видны следы работы кощунников из персонала антирелигиозного музея». Из подвального храма-усыпальницы «безбожниками» были выброшены и поруганы останки псковских святителей и других именитых людей Пскова. Все это собиралось, очищалось, «водружалось на должное место». Из городского музея (Поганкиных палат) в собор было передано множество священных предметов, церковной утвари, святых икон, в том числе чудотворные: благоверного князя Всеволода, а чудотворная Тихвинская икона Божией Матери был привезена немцами из Тихвинского монастыря и также была передана собору. На колокольню были возвращены колокола».
С 1941 года Троицкий собор снова стал действующим кафедральным собором Пскова. Из икон XX столетия, находящихся в соборе следует отметить икону святой благоверной равноапостольной княгини Ольги с изображением Свято-Троицкого собора в Пскове и Ильинской церкви в селе Выбуты, где, по преданию, родилась княгиня Ольга. Икона написана для Свято-Троицкого собора архимандритом Алипием, наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в середине XX века. Ежегодно день памяти святой равноапостольной Ольги (11/24 июля) отмечается в Троицком соборе как храмовый праздник при огромном стечении православных христиан.
В 1988 году к 1000-летию крещения Руси был обновлен придел Серафима Саровского (устроен иконостас, престол и жертвенник). Полы, церковная утварь сделаны заново. У Царских врат помещены справа икона «Спас Нерукотворный» и слева икона Богоматери «Слово плоть бысть», в составе деисуса введены иконы местных святых благоверных князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея Псковских, а завершает иконостас икона Богоматери «Знамение» - Царица Небесная, Заступница усердная за людей пред Сыном Своим и Богом нашим. На вратах справа – икона святого Серафима и слева икона еще одного молитвенника пустынножителя Никандра Псковского. Святой Никандр пустынножитель как и святой Серафим много лет провел в безмолвии и молитве, чем стяжал по милости Божией Святого Духа и прославил Господа многими чудотворениями.
Иконостас создан по проекту архимандрита Зинона, им же написаны иконы. Иконопись архимандрита Зинона – это молитва, отрешенная от земной многогрешной жизни. Иконы Зинона – это гармония, тишина бесстрастия, молитва чистая, звенящая как струна, тронутая Мастером и возносящая звук к Господу. Архимандрит Зинон обращает нас к первоисточнику, к времени, когда все иконописцы понимали икону как молитву.
Троицкий Собор Пскова находится под охраной государства как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960).
Литература:Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову Псков, 1911; Спегальский Ю.П. Псков. Л., 1978; Мокеев Г.Я. Кирилл псковский – величайший зодчий древней Руси // Псковский край. Культура, образование, история. Псков, 2000; Мокеев Г. Перси Святой Троицы Пскова // Псков. 2000. №13; Обозный К. Псковская православная миссия в 1941-1944 гг. Миссионерский аспект деятельности // Православная община. 2000. №55; Свято-Троицкий кафедральный собор в Пскове. Псков, 1992. |